Память должна помочь не повторить ошибок прошлого

Дмитрий нашёл на кладбище камень, где было написано: «Здесь похоронены 11 неизвестных русских». В архиве ОБД нашёл 12 карт военнопленных, похороненных там. Как промежуточный итог – установили деревянные таблички. Позже в архиве католического прихода нашёл сведения о погибших цивилистах и детях. Итог: при поддержке Посольства России установлены 2 обелиска с именами 21 русского и одного бельгийца. На кладбище военнопленных Voßhagen, вблизи небольшого города Hückeswagen, есть 44 могилы, до недавнего времени отмеченные только номерами. И хотя был список погибших, имена и даты в нём были с течением времени и обстоятельств искажены. После того как первый родственник нашёл и посетил кладбище, на нём появилась памятная плита. Тогда и возник проект по поимённому увековечиванию захороненных. Изучая документы военнопленных, списки в местных архивах и в архиве Красной Армии, был составлен список, который указывал точные личные данные и расположение могилы. При поддержке Посольства России и „Немецкого союза защиты воинских захоронений“ на всех 44 могилах установлены именные плиты. И сегодня уже 5 семей узнали о месте упокоения их предка. Они могут приехать за тысячи киллометров и поклониться праху в точно определённом месте.
Надеемся, что выставленные в открытом доступе имена помогут и другим найти своего погибшего родственика. Работая над списком погибших в Hückeswagen, в городском архиве Ириной Фёль была найдена брошюра 1-го издания об истории края. В ней коротко указывалось о других погибших и похороненых на городском кладбище. И хотя в новом издании брошюры эта информация уже была упущена, но на коммунальном кладбище Am Kamp, в самом дальнем углу, действительно была найдена памятная плита с надписью «здесь похоронены 10 неизвестных русских и 1 неизвестной национальности». После поисков информации в ОБД-Мемориал, был составлен список десяти погибших с 1941 по 1945 год с указанием номеров могил. Имя одиннадцатого найдено в архиве соседнего города Remscheid. Представителями российской и немецкой стороны было поддержано решение о поимённом увековечивании на общем обелиске, т.к. документов о точном месторасположении могил не найдено.
Каменотёс из Дорстена, Александр Люст изготовил памятники на немецком и русском языках и установил их. Местная администрация благоустроила поле захоронения.
Так совместная работа отдельных людей и организаций завершилась увековечиванием памяти жертв нацизма в одном из многочисленных городов, ставших свидетелями ужасов войны. К сожалению ещё много захоронений остаются безымянными. Надеемся, что этот проект станет положительным примером для других.

Дмитрий Костоваров – руководитель исторического общества «Ar.kod.M» – «Мемориал русских жертв войны»
Дартмунд

Читайте также: