Выступление Постоянного представителя России на заседании Постоянного совета ОБСЕ 23 мая 2019 г
К делам о событиях в Вильнюсе 1991 года
Уважаемый господин Председатель,
10 апреля по итогам процессуальной проверки Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении судей Вильнюсского окружного суда Айноры Мацявичене, Айвы Сурвилене, Виргинии Тамошюнайте и Артураса Шумскаса. Дело было заведено по признакам преступления, совершенного по части 2 статьи 305 Уголовного кодекса Российской Федерации — вынесение заведомо неправосудного приговора. Ранее бывшему главному прокурору Департамента уголовного преследования Генеральной прокуратуры Литовской Республики Симонасу Слапшинскасу было заочно предъявлено обвинение по части 2 статьи 299 Уголовного кодекса — незаконное привлечение к уголовной ответственности заведомо невиновных граждан.
Как подчеркивается в заявлении Следственного комитета России, в марте этого года указанные судьи Вильнюсского окружного суда вынесли заведомо неправосудный приговор в отношении фигурантов т.н. дела о событиях января 1991 года — Дмитрия Язова, Михаила Головатова, Владислава Шведа, Юрия Меля, Геннадия Иванова и иных российских граждан. Их признали виновными в преступлениях против человечности и военных преступлениях и назначили наказание в виде лишения свободы на срок от 4 до 14 лет.
Как отмечает Следственный комитет, действия сотрудников литовской прокуратуры и суда носят незаконный характер, так как события в Вильнюсе в январе 1991 года имели место в то время, когда Литва была еще республикой СССР. Она не была независима, не была признана международным сообществом. Поэтому действия советских военных по прекращению беспорядков в Вильнюсе носили правомочный характер. Они выполняли свой служебный долг в соответствии с действующим тогда законодательством.
Констатируется
также, что литовские судьи не приняли во внимание факты стрельбы по
гражданскому населению с крыш и верхних этажей прилегающих зданий, хотя
достоверно известно, что в конфликте участвовала третья сторона. В приговоре
сами судьи признали, что «по существу нет возможности конкретизировать, от
действий кого из обвиняемых возникли наиболее тяжкие последствия, то есть
убийство
гражданских лиц и причинение телесных повреждений». Таким образом, по мнению Следственного комитета России, был грубо проигнорирован один из принципов уголовного судопроизводства, согласно которому все сомнения трактуются в пользу обвиняемых.
Кроме того, как подчеркивается, обвинительный приговор вынесен с нарушением общепризнанного принципа международного права и уголовного процесса о недопустимости придания уголовному закону обратной силы.
В настоящее время Следственный комитет России устанавливает обстоятельства преступления. У обвиняемых есть все правовые инструменты для защиты.
Добавим, что во время оглашения упомянутого приговора в Вильнюсском суде в марте были нарушены общепризнанные нормы проведения судебных процессов с участием иностранных граждан, а также обязательства по свободе СМИ и доступу к информации. Так, хотя заседание было объявлено открытым, на него не были допущены ни российские дипломаты, в том числе Посол России, ни российские журналисты. Этот факт наглядно показывает предвзятость и политическую ангажированность литовского судилища.
Пользуясь случаем, хотим привлечь внимание к обращению в литовской тюрьме с одним из названных осужденных в Вильнюсе — Юрием Мелем. Он был приговорен к семи годам лишения свободы. Во время пребывания Ю.Н.Меля в апреле-мае в Шяуляйском следственном изоляторе к нему сразу стали применять жесткие меры. Среди них — частые переводы из одной камеры в другую, отказы в медицинской помощи, несмотря на наличие у него тяжелого заболевания, временный запрет на покупки лекарств и продуктов в тюремном ларьке, хамское поведение надзирателей и другие. Напоминаем литовским коллегам, что это может рассматриваться как нарушение Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (UN Convention against Torture and Other Cruel, Inhuman or Degrading Treatment or Punishment), а также профильных обязательств ОБСЕ. Требуем соблюдения прав заключенных.
В целом призываем Литву отказаться от практики преследования заведомо невиновных и пересмотреть вынесенные им неправедные приговоры.
Благодарю за внимание