Республика Адыгея стала очередным регионом в маршруте автопробега «Наша Великая Победа», который стартовал 17 марта в Севастополе. 24 марта в Майкопе участники акции посетили центральный мемориал, возложили венки и цветы к Вечному огню, почтили минутой памяти тех, кто погиб в годы войны.
В патриотической акции в республике также приняли участие представители республиканской власти, общественный объединений, участники Всероссийского волонтёрского корпуса 70-летия Победы, школьники.
Заместитель председателя Комитета РА по делам национальностей, связям с соотечественниками и СМИ Александр Лузин приветствовал участников автопробега, отметив важную роль, которую сыграли в Великой Отечественной войне жители нашего региона, выразили уверенность, что дружба и взаимное уважение народов и впредь будут залогом стабильного развития России.
Координатор проекта «Наша Великая Победа» Олег Слюсаренко и его комиссар Павел Григорьев от лица его участников поблагодарили за теплый прием. Выступавшие говорили о необходимости беречь правду истории и память о наших героических предках, а также и о нынешней непростой ситуации на международной арене.
Главным символом автопробега является масштабная – площадью в 200 кв. метров – копия Знамени Победы. Оно разворачивается во всех городах-участниках автопробега.
Прибыв в Майкоп из Белореченска, участники автопробега отправились дальше по маршруту – в Ставрополь. Всего планируется преодолеть около 25 тысяч километров пути в 90 городах России, Белоруссии, Казахстана, Южной Осетии, Абхазии и других стран.
Проект реализуется с 2012 года с целью сохранения исторической памяти. В этот раз в автопробеге участвует 5 автомобилей, 35 граждан, представляющих Россию и Белоруссию, Республику Молдову и Приднестровье. Возглавляет колонну автопробега ретро-автомобиль ГАЗ М-20 «Победа».
Историческая справка:Во время Великой Отечественной войны Майкоп был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 9 августа 1942 года по 29 января 1943 года.
24 октября 1942 года на аэродром был выброшен советский диверсионный Майкопский десант.
К середине октября 1942 года советским войскам удалось в целом остановить немецкое наступление на Северном Кавказе. Только на туапсинском направлении велись ожесточенные бои, в которых большую роль играла немецкая авиация. Захватив на этом участке фронта господство в воздухе, немецкая авиация не только эффективно поддерживала свои наземные войска, но и наносила урон советскому судоходству вдоль кавказского побережья, затрудняя снабжение войск. Одним из основным мест базирования немецкой авиации был аэродром в Майкопе. На нём постоянно находилось в среднем от 30 до 60 самолётов.
Неоднократные попытки советских ВВС уничтожить его ударами с воздуха успеха не имели из-за сильной группировки прикрывавшей его противовоздушной обороны. Тогда возникла идея уничтожить немецкие самолёты на аэродроме силами парашютного десанта, выброску которого произвести ночью с транспортных самолётов непосредственно над аэродромом. Инициатива десанта и его осуществление принадлежали командованию ВВС Черноморского флота (командующий генерал-майор авиации В. В. Ермаченков).
Для десантирования была сформирована группа из 38 добровольцев парашютно-десантной роты разведотдела штаба Черноморского флота (командир капитан М. А. Орлов). Подготовка велась две недели, было отработано ночное десантирование, на одном из тыловых аэродромов отрабатывались действия штурмовых групп, тщательное изучение местности. Каждый десантник был вооружен автоматом, гранатами, бутылками с горючей смесью, имел топорики для прорубания топливных баков и специальные зажигательные устройства для воспламенения выливающегося топлива.
22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, 2 — орденом Отечественной войны I степени, остальные — медалями.
из 37 десантников выжили 21 боец,22 десантника были награждены орденом Красного Знамени, 2 — орденом Отечественной войны I степени, остальные — медалями.