Мемориал героям полярных конвоев

В Петербурге торжественно открыт мемориал героям полярных конвоев

В Петербурге торжественно открыт мемориал героям полярных конвоев. На торжественную церемонию прибыли и ветераны из тех стран, которые помогали Советскому Союзу военными поставками, несмотря на жесточайшие обстрелы немецкими кораблями и подлодками. Хлебом-солью и с цветами, кажется, 11 британских ветеранов и не ожидали такую тёплую встречу. С улыбкой, немного растерянно, они пробовали русский хлеб в аэропорту и шутили: последний раз его ели в 1942-м в морском порту Мурманска. Полярные конвои прибывали туда после опасного двухнедельного перехода. Шли мимо оккупированной Норвегии: Люфтваффе и немецкий флот топили суда с грузом помощи для Советского Союза. Везли всё: танки, самолёты, оружие, продовольствие. Этот маршрут был самым коротким — от Великобритании до СССР — и самым опасным.

«Наш премьер-министр Уинстон Черчилль называл полярные конвои «самым ужасным путешествием в мире». И поверьте мне, из-за погодных условий на море это так и было: если человек выпадал за борт, это был смертельный приговор», — рассказывает участник полярных конвоев Антони Снеллинг.

На кителе Антони Снеллинга английские боевые награды рядом с российскими: медаль Ушакова на самом видном месте. Ее вручают за мужество и отвагу на военно-морском флоте. Мистер Снеллинг прилетел в Петербург вместе с сыном — одному в 91 год путешествовать тяжело. Экскурсии, встречи, музеи — это лишь второстепенные пункты программы. Главное событие визита — памятник.

Три моряка стоят на вечной вахте. Они родом из Великобритании, США и России — стран-союзников, которые по северным морям доставляли грузы в Мурманск и Архангельск. Памятник участникам полярных конвоев открыли, как и положено на флоте, торжественно и строго. Но даже в официальной части нашлось место семейным рассказам — тесть Георгия Полтавченко был участником конвоев.

«Он рассказывал, что зимой практически в условиях полярной ночи приходилось работать, и холод был такой, что кожа прилипала к металлу настроек и бортов кораблей», — вспоминает и.о. губернатора Санкт-Петербурга Георгий Подтавченко.

Фотография на память — обязательный элемент. Тем более, с ветераном конвоев из Архангельска: пусть они и не знакомы, и языковой барьер даёт о себе знать, но общее прошлое поможет найти общий язык.

Караван из 20-30 судов шёл с эскортом. Его охраняли британские крейсеры, эсминцы, подводные лодки. Немецкие атаки и глубоководные мины не раз рассеивали чёткое построение. Самым страшным оказался переход конвоя PQ-17: из 36 торговых судов прорвалось лишь 11. Люди, спасающиеся с тонущего корабля, могли продержаться в воде около 10 минут. После чего кровообращение останавливалось от холода. На помощь конвоям не раз приходили советские боевые корабли — они выходили навстречу в Баренцево море, спасали тонущих и сопровождали конвой дальше.

«Мы передавали друг другу сигналы вспышками света. И таким образом встречались в открытом море. И один раз советские корабли подходили к нам во время атаки немецкой авиации. Но они не развернулись, не ушли от бомбёжки, а стали помогать нам отстреливаться!» — вспоминает участник полярных конвоев Фредерик Джеветт.

Фредерик Джеветт прослужил всю войну на Британском флоте. Он провёл 22 конвоя, в том числе и тот, где принимал участие ледокол «Красин» весной 1942-го, экскурсия по которому неожиданно стала самой весёлой точкой визита.

Ледокол Красин — единственный сохранившийся в России корабль, который принимал участие в Великой Отечественной войне. И он до сих пор на плаву. Может быть, поэтому ветераны из Великобритании, ступив на его историческую палубу, почувствовали себя чуть свободнее и исполнили песню времён своей юности.

Репортаж на Первом канале.

Читайте также: